forex trading logo

 



4.2. Совмещение

Совмещение профессий

(должностей) представляет собой выполнение работником дополнительной работы в пределах рабочего дня (смены) установленной продолжительности. В отношении рабочих используется термин «совмещение профессий», а в отношении служащих – «совмещение должностей». ТК РФ каких-либо ограничений на совмещение профессий (должностей) не содержит.

В соответствии с положениями статьи 151 ТК РФ работнику выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры таких доплат согласно нормам трудового законодательства устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Однако, учитывая положения ст. 423 ТК РФ при оформлении совмещения профессий (исполнения обязанностей временно отсутствующего работника) и оплате труда в данных условиях, предприятия в настоящее время руководствуются (в том числе) и законодательными актами СССР.

К таким нормативным актам, в частности, относятся:

• Постановление Совмина СССР от 4 декабря 1981 года № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (в редакции изменений и дополнений);

• Инструкция Госкомтруда СССР от 14 мая 1982 года № 53-ВЛ «По применению постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 года № 1145 „О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)“»;

• Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 года № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства», утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 года № 820/39 (в редакции изменений от 11 декабря 1986 года).

Пунктом 15 постановления от 4 декабря 1981 года № 1145 до 2003 года было определено, что совмещать иные должности не вправе такие категории работников, как руководители предприятий, учреждений и организаций, их заместители и помощники, главные специалисты, руководители структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместители. Однако определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 25 марта 2003 года № КАС 03–90 положения пункта 15 указанного постановления были признаны не действующими по отношению к таким категориям работников, как руководители структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместители. Соответственно, данные работники получили полное право на возможность совмещать другие должности и получать за это соответствующую доплату.

Решением Верховного суда РФ от 20 октября 2003 года положения пункта 15 постановления Совмина СССР № 1145 также были признаны не действующими по отношению к работникам из числа главных специалистов, поэтому указанная категория работников также получила полное право на совмещение других должностей. Следовательно, на сегодняшний день существуют ограничения на возможность совмещения должностей только руководителями предприятий, их заместителей и помощников.

Совмещение профессий (должностей) может устанавливаться как при поступлении работника на работу, так и в любое время в последующем, но лишь по соглашению сторон. Условие о совмещении профессий (должностей) является существенным условием трудового договора, поэтому оно требует соответствующего документального оформления. Условие о совмещении профессий (должностей) с указанием совмещаемой профессии (должности), объема дополнительно выполняемых трудовых функций или работ, размер доплаты фиксируется в трудовом договоре при его составлении или путем внесения в него соответствующих изменений, а также в соответствующем приказе работодателя. Размер доплаты согласно ч. 2 ст. 151 ТК РФ определяется соглашением сторон и не ограничен. Тот же порядок предусмотрен в случае отмены совмещения профессий (должностей), изменения размера доплаты.

Другое по теме

Умение правильно задавать вопросы
Умение проводить собеседование заключается в правильном построении вопросов, способствующих получению нужной информации. Задавая вопросы разных типов, можно лучше узнать человека. Большинство людей, проводящих собеседования, ч ...

Подбор персонала


Руководить людьми нелегко, но задача становится намного проще, если персонал изначально подобран верно. При выборе новых сотрудников работодатель принимает очень важное решение, от которого зависит эффективность не только его бизнеса, но и работы других людей.

В современном мире высокой конкуренции жизненно необходимо принять правильное решение. Ошибка в таком ответственном деле влечет за собой негативные последствия, и речь идет не только о неоправданных материальных затратах, но и о пустой трате времени и энергии.

В этой книге приведен ряд полезных советов о том, что следует знать работодателю, чтобы подобрать нужного сотрудника, а затем оценить свой выбор.







Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.personalgood.ru